Из аптек выписывают маркетинг

13 апреля 2017, 20:24

Фармацевтов предложено наказывать за навязывание лекарств. Аптеки в 60% случаев навязывают покупателям препараты, с производителями которых они подписали маркетинговые договоры, об этом уведомил Минпромторг союз «Национальная фармацевтическая палата». Поэтому надо запретить эту практику под угрозой отстранения от работы на полгода фармацевтов-нарушителей, предлагают министерству члены союза. В начале 2019 года парламентская фракция «Единая Россия» решила инициировать ограничения размеров бонусов, получаемых фармрозницей за продвижение определенных лекарств. Если это случится, то аптеки повысят цены не менее чем на 10%, предупреждают игроки рынка.

Союз «Национальная фармацевтическая палата» (НФП) считает необходимым регулировать взаимодействие между аптечными сетями и производителями. Об этом НФП написала замминистра промышленности и торговли РФ Сергею Цыбу. В письме (копия есть у “Ъ”) предлагается запретить приоритетную рекомендацию конкретного препарата покупателям в рамках маркетинговых договоров между аптечными сетями и производителями. При нарушении запрета предполагается приостанавливать действие сертификата специалиста или свидетельства об аккредитации фармработника на срок до шести месяцев. Соответствующие обязательные проверки нужно внести в регламент проведения контрольной закупки Росздравнадзора, говорится в письме. Из него следует, что в противном случае пациент приобретает навязанный ему препарат, а не рекомендованный врачом.

НФП образована рядом отраслевых организаций, объединяющих аптеки и производителей. Впрочем, крупные сети туда не входят. Как сообщил “Ъ” представитель НФП Дмитрий Целоусов, письма о регулировании маркетинговых договоров направлялись также в Минздрав и Госдуму. Оперативно получить комментарий в Минпромторге и Минздраве не удалось. В аппарате парламентской фракции «Единой России», которая в феврале 2019 года начала работу по регулированию взаимодействия производителей и аптек, сообщили “Ъ”, что письмо от НФП пока не получали.

Свое предложение ввести регулирование взаимодействия между аптечными сетями и производителями НФП аргументирует данными исследования Ipsos Healthcare за 2018 год. Согласно этому анализу, в 43% случаев покупатель, описав симптомы, просит фармацевта порекомендовать препарат. Чаще всего специалист советует то лекарство, на которое сеть имеет договор, и в 65% случаев пациент следует рекомендациям. Причем при запросе конкретного препарата специалист в 60% случаев переключает внимание покупателя на приоритетный, так как зачастую маркетинговые договоры включают условие по ограничению на продажу лекарств конкурентов. Бонус сети может достигать 6 млн руб., уточняют авторы письма.

По словам Дмитрия Целоусова, сейчас в Госдуме обсуждается вопрос ограничения маркетинговых бонусов аптечным сетям от фармпроизводителей по аналогии с продовольственной розницей, представители которой могут получать вознаграждение не более 5% от объема поставки. При этом в продуктовом ритейле такая практика привела к тому, что в обход ограничений маркетинговые бонусы предоставляются под видом других услуг, признает господин Целоусов.

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3915453